17 октября 2011 г.

ПАРАДОКС КАЗНЕТА

Казахстанцы боятся делать покупки по интернету. К такому выводу пришли участники круглого стола, который проходил в одной из Алматинских кофеен. За чашкой чая эксперты и участники рынка говорили о перспективах развития рынка электронной коммерции. Истории о страхах пользователей совпали с заявлением Министра информации и связи Казахстана Аскара Жумагалиева. Он написал в твиттере, что плотность пользователей казнета достигла рекорда в 41,1 процентов. Рекорд есть, а продаж нет – вот он, парадокс казнета.



Нынешний оборот денег в Казнете один из зрителей круглого стола, Константин Горожанкин, он же один из организаторов интернет-премии Award.kz оценивает приблизительно в двести миллионов долларов. В число крупных игроков входят такие компании, как «Казахтелеком», КТЖ, Air Astana, GSM-Казахстан/Kcell. И как показывает их практика, рассчитываться за товары и услуги казахстанцы все же предпочитают по-старинке.

ДЕНЬГИ НА БОЧКУ



Если привести в пример монополиста-авиаперевозчика, то становится ясно – 94 процента пассажиров Air Astana предпочитают наличные. Станислав Ни, менеджер по электронному бизнесу и поддержке бизнес-систем вспоминает, как в 2006-ом году по интернету был куплен первый билет. «Надо было видеть глаза этого покупателя, который пришел к нам с e-ticket-ом, спросил: ЧТО ВЫ МНЕ ДАЛИ?, и потребовал выдать нормальный документ. За пять лет он-лайн продажи билетов доросли примерно до 4-х процентов от общего числа. Это — мало».
Развивать e-бизнес, по словам Станислава Ни, мешают две вещи – недостаточное проникновение интернета в страну, и — менталитет. «Большинство продвинутых, активных пользователей по-прежднему сосредоточено в Алматы и Астане. К тому же недостаточно просто подключиться к интернету. Надо эволюционировать, и учиться им пользоваться. А нашим людям наличные деньги кажутся надежнее. Даже имея зарплатную карточку, человек вначале снимает деньги в банкомате, и уже потом идет платить за кварплату, покупать одежду, бронировать авиабилет».

«Объем интенет-продаж растет, но очень пассивно», — подтверждает супервайзер по электронному бизнесу «Air Astana» Айгуль Абдижали. «Это — психологический фактор. У людей боязнь, что интернет-транзация небезопасна. Они боятся, что деньги уйдут неизвестно куда, или авиакомпания получит доступ к их конфиденциальной информации. Это не так. Информация дешифруется. Мы не храним у себя данные, а используем третью сторону – провайдера банка. Соединение с финансовым порталом осуществляется по защищенному протоколу https, с использованием технологии SSL (Secure Socket Layer). Это позволяет аутентифицировать клиента и делает обмен данными с сервером полностью недоступным для несанкционированного перехвата или искажения. Есть и система возврата денег, согласно условиям тарифов. Вы пишете запрос в кул-центр. 2-3 дня рассматривается заявка, затем еще несколько дней придется ждать пока деньги вернутся на карточку. Но это уже задача банка».

НА СТРАХ И РИСК



Отчасти подтверждают слова менеджеров наблюдения журналиста Татьяна Москвичевой: «Вы знаете, я считаю себя продвинутым пользователем, покупаю товары по интернету, но — все время переживаю», — говорит она. «Даже если летишь в командировку, так и хочется билет распечатать, чтобы все-таки бумажка на руках была. А вдруг что-то! Или, возьмем для примера оплату коммунальных услуг. Если где-то произошел сбой в системе, ты начинаешь доказывать, что заплатил, но в электронном виде. И потом, набегавшись, дозвонившись в сто инстанций, ты понимаешь, что лучше по-старому, с чеком на руках. На выяснение таких ситуаций уходит больше времени».

Руководитель казахстанского филиала компании CNP Processing GmbH Константин Горожанкин к двум бедам – охвате территории и страхам пользователей добавляет третью. «Большинство карточек в Казахстане недоступны для интернет-транзакций», — объясняет он. В онлайне активно работает один, ну может быть два казахстанских банка. Карточки остальных, толи вследствие высоких рисков, то ли еще по какой-то причине, заблокированы по умолчанию. Допустим, вы захотели что-то купить, попытались оплатить, а система выдает – «транзакция запрещена». Выясняется, что надо идти в банк, писать заявление. Это не правильно, неудобно, отбивает охоту у пользователей, и рушит нашу электронную коммерцию. Вот о чем надо говорить!"

Чуть более оптимистично настроены страховщики. К примеру, компания Chartis открыла представительство в интернете две недели назад. «За это время страховой полис он-лайн выкупили больше ста человек», — рассказывает андеррайтер Саида Апендинова. — «Клиент получает на e-mail электронный документ, который можно распечатать для получения визы. У компании налажены взаимоотношения с посольствами стран ЕС и СНГ, налажена процедура проверки. Просто для Казахстана это новый вид услуг».

ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЫ
Опаску пользователей можно объяснить и несовершенством законодательства. В Казахстане отсутствует понятие электронных денег – соответствующий закон никак не могут принять депутаты.

Если говорить о покупках в интернет-магазинах, то проще и надежней при покупке бытовой техники работать с крупными торговыми домами, такие как Sulpak или Technodom. Они делают скидку он-лайн покупателям, и бесплатную доставку. Купленную технику можно обменять по гарантии в течении двух недель. Иная ситуация оказалась в магазинах, работающих только он-лайн. Прозвон методом случайной выборки показал, что далеко не во всех из них есть Money Back. К примеру, консультант портала www.kupitut.kz/ — сообщил, что товары приходят со склада, отвечают за них поставщики, и после покупки возврату не подлежат. На сайте www.vot.kz/ — согласились принять товар обратно и перечислить деньги на карточку, но с одним условием – упаковка товара должна быть не нарушена. www.euromoda.kz, специализирующаяся на доставке одежды из Китая, также обещает вернуть деньги в случае соблюдения целостности упаковки, однако с вас вычтут разницу за услуги почты. На сайте www.flashtorg.kz — онлайн происходит только оформление заявки. Оплата производится наличными по мере поступления товара.

Табличку «ВСЕ УШЛИ В ИНТЕРНЕТ» на экономике вешать еще рано. До тех, пока такие товарно-денежные отношения воспринимаются, как определенный риск, прогресс будет медленным, — уверены эксперты. При этом рынок обладает серьезным потенциалом. Например, в Германии его емкость составляет около $36 миллиардов, а в США — более 150 миллиардов долларов в год. И похоже, становится недостаточно просто ставить рекорды по количеству пользователей. Их надо учить, а рынок развивать. Иначе казахстанцы еще долго будут считать, что электронное правительство – альтернатива настоящему, и при наличии чипов в водительском удостоверении — платить по старинке «в окошко».

А вы — покупаете товары в интернете?

Комментариев нет:

Отправить комментарий